Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-4-1998/563"]Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998[/URL]
 

OCR
никакой борьбы и никаких долгов; да их и не было бы,
если бы природа наша оставалась такою же правою, ка­
кой она была сотворена. Поэтому и сама эта борьба,
освободиться от которой мы надеемся ожидающей нас
гЛбедой, принадлежит к числу зол настоящей жизни,
которая стоит под осуждением, как в этом убеждает нас
факт существования в ней стольких и таких зол.
Глава XXIV
Обратим теперь внимание на то, какими и сколь мно­
гими благами благость Бога, о всякой твари промышля­
ющего, наполнила даже и это бедственное состояние че­
ловеческого рода, в котором восхваляется правда Бога на-
казующего. Во-первых, того, произнесенного еще до греха
благословения: "Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте
землю" (Быт. I, 28), Бог не захотел взять назад и после
грехопадения, оставив и в осужденном роде дарованную
ему силу плодородия; этой вложенной в человеческие тела
удивительной силы семени, еще более удивительной, чем
сила, которою образуется само семя, не смог исторгнуть
даже грех, вследствие которого обрушилась на нас необ­
ходимость смерти; напротив, рядом и вместе в этой, так
сказать, рекою, с этим потоком человеческого рода идет
то и другое: и зло, которое получается от прародителя, и
благо, которое сообщается Творцом. В первоначальном зле
заключаются два (частных зла): грех и наказание; в пер­
воначальном благе — свои два (частных блага): размно­
жение и образование. Но, насколько это было в наших
намерениях, о зле, один из частных видов которого, грех,
произошел от нашей дерзости; а другой, наказание, от
суда Божия, сказано мною уже достаточно. Теперь я на­
мерен сказать о тех благах, которые сообщил и доселе
сообщает Бог самой порочной и осужденной природе. Ибо
и осуждая, Он не лишил ее всего, что даровал ей, — в
противном случае ее совсем бы не было; с другой стороны,
не оставил ее и вне Своей власти, хотя в наказание и
подчинил диаволу, так как не освободил от Своей власти
561