Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-4-1998/562"]Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998[/URL]
 

OCR
плоти, дабы мы не то делали, чего хотим, исполняя вся­
кую злую похоть, а насколько это для нас возможно при
помощи свыше, подчиняли ее себе, не сочувствуя ей и
постоянно бодрствуя, чтобы нас не обманывало мнение,
похожее на правду, не обольщала хитрая речь, не обуяла
тьма какого-нибудь заблуждения; чтобы не принималось
нами что-нибудь доброе за дурное или дурное за доброе;
чтобы страх не отклонял нас от того, что нужно делать,
а похоть не устремляла к тому, чего не нужно делать;
чтобы солнце не заходило во гневе нашем (Еф. IV, 26);
чтобы вражда не устремляла нас к отмщению злом за зло
и не пожирала самолюбивой или неумеренной печалью;
чтобы неблагодарный ум не внушал нам холодности к ис­
пытанным благодеяниям, а чистая совесть не омрачалась
злоречивой молвою; чтобы нас не вводило в заблуждение
наше собственное необоснованное подозрение касательно
других и не сокрушало чужое ложное подозрение каса­
тельно нас самих; чтобы не царствовал грех в смертном
нашем теле и не предавались члены наши греху в орудия
неправды (Рим. V, 12, 13); чтобы глаз наш не следовал
похоти и не одолевало нас желание отмщения; чтобы ни
зрение, ни мысль не направлялись к тому, что доставляет
дурное удовольствие; чтобы мы не склоняли своего слуха
к недоброму или непотребному слову; чтобы не делали
того, чего не должны делать, хотя и хотели бы; чтобы
мы в этой переполненной трудами и опасностями борьбе
не надеялись на достижение победы собственными сила­
ми и приобретенную победу приписывали не себе самим,
а благодати Того, о Ком говорит апостол: "Благодарение
Богу, даровавшему нам победу Господом нашим Иисусом
Христом!" (I Кор. XV, 57). И в другом месте он же го­
ворит: "Все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас"
(Рим. VIII, 37). Впрочем, какою бы силою в этой борьбе
мы не сражались с пороками, даже если бы над пороками
и восторжествовали, мы должны знать, что пока находимся
в этом теле, нас не должно оставлять чувство, под влияни­
ем которого мы должны говорить Богу: "Прости нам долги
наши" (Мф. VI, 12). Но в том царстве, в котором мы
вечно будем с бессмертными телами, у нас не будет уже
560