Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-4-1998/560"]Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998[/URL]
 

OCR
от земли или опасных животных? Обыкновенно бывают
спокойны насчет жатв уже собранных и убранных. Но
нам известен случай, когда внезапно ворвавшаяся вода,
заставив разбежаться людей, выбросила и унесла из жит­
ниц прекрасный урожай хлеба. Кто считает себя обеспе­
ченным своею невинностью от тысячи разнообразных на­
падений демонов? Чтобы на это никто не полагался, де­
моны даже крещенных младенцев, невиннее которых нико­
го, конечно, не бывает, иногда мучат так, что по попущению
Божию на них особенно показывается плачевная бедст­
венность настоящей жизни и желанное блаженство будущей.
Само наше тело подвержено стольким болезням, что
всех их не обнимают собою книги врачей. Во многих или
почти во всех из них и сами пособия, и медикаменты
служат орудиями мучения, так что от этого следствия на­
казаний люди избавляются с помощью наказаний же. Не
доводил ли жаждущих людей нестерпимый (внутренний)
жар до того, что они пили человеческую, даже свою
собственную мочу? Не доводил ли голод до того, что
люди не могли удержаться от человеческого мяса, — мяса
не людей, найденных мертвыми, а специально для этого
убитых, да и не чужих каких-нибудь? Даже матери с
невероятной жестокостью, которую производит лютый го­
лод, съедали собственных детей. Наконец, кто передаст
словами, как часто сам сон, который получил имя в
собственном смысле покоя, бывает беспокоен от сно­
видений, и как часто возмущает бедную душу и чувства
великими ужасами, хотя производимыми и призрачными
предметами, но представляемыми и так сказать показыва­
емыми им так, что мы не в состоянии бываем отличить
их от действительности? Какою ложью видений терзают­
ся даже и бодрствующие в некоторых болезнях и гораздо
еще бедственнее при отравах, хотя, впрочем, иногда и
здоровых людей злые демоны обманывают такими виде­
ниями, что если и не могут их этим путем переманить
на свою сторону, то, во всяком случае, оскверняют их
чувства желанием исполнения этой призрачности.
От этого, так сказать, ада настоящей бедственной жиз­
ни освобождает только благодать Христа Спасителя, Бога
558