Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
бодиться от этого? Праздность, недеятельность, леность,
небрежность суть именно такие пороки, благодаря кото­
рым мы бежим от труда; потому что и сам труд, даже
труд и полезный, представляет собою наказание.
* Но кроме детских наказаний, без которых нельзя вы­
учиться тому, чего хотят старшие, — а они с трудом хо­
тят чего-либо полезного, — кто перескажет словами или
представит мыслью, сколько и каких тяготеет над чело­
веческим родом наказаний, которые имеют отношение не
только к злости и непотребству людей нечестивых, а к
общему для всех состоянию? Сколько страхов и сколько
бед от дорогих утрат и печалей по ним, от убытков и
взысканий, от обманов и кривды людей, от ложных по­
дозрений, от всевозможных насильственных злодейств и
чужих преступлений, потому что они часто бывают при­
чиной и ограбления, и заключений, и кандалов, и тюрем,
и ссылок, и распятий на кресте, и отнятия членов, и ли­
шения органов, и телесного насилия для удовлетворения
гнусной похоти насилующего и многих других ужасных
(злодейств)? Сколько бед и опасностей от бесчисленных
случайностей, угрожающих телу извне: от зноя, холода,
бурь, дождей, наводнений, молнии, грома, града, грозы,
землетрясений, разрушений, от раздражения, пугливости
или даже и злости вьючных животных, от стольких ядов,
скрывающихся в деревьях, водах, ветрах, животных, от тя­
жких или даже смертельных укусов диких зверей, от бе­
шенства, причиняемого бешеною собакой, так что это лас­
ковое и дружественное животное угрожает иногда боль­
ше, чем львы и драконы, и делает человека, которого
случайно заразит, до такой степени ужасным, что родите­
ли, жена и дети боятся его пуще всякого зверя? Какие
беды претерпевают плавающие на кораблях и путешест­
вующие на суше? Кто где бы то ни было гуляет, не бу­
дучи подвержен неожиданным случайностям? Иной, воз­
вращаясь с форума совершенно здоровым, падает, ломает
ногу и от этой раны умирает. Кто, по-видимому, безопаснее
сидящего? И, однако, Илий упал со стула и умер (I Цар.
IV, 18). Скольких и каких несчастий для полевых плодов
земледельцы, да и вообще все люди, страшатся с неба,
557