Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
тела оказывалось излишним и неприличным. Если же
будут настаивать, что каждый воскреснет с тем телесным
ростом, с каким умер, спорить против такого мнения из­
лишне горячо не следует; нужно только думать, что ничего
безобразного, ничего слабого, ничего косного, ничего тлен­
ного, словом, ничего неприличного не будет в том царст­
ве, в котором сыны воскресения и обетования будут равны
ангелам Божиим, не по телу, конечно, а по блаженству.
Глава XXI
Соответственно этому и все, что не погибнет от живых
ли то тел, или, после смерти, от трупов, будет восста­
новлено и вместе с остатками, сохранившимися в гробах,
воскреснет, изменившись из ветхого состояния тела ду­
шевного в новое состояние тела духовного и облекшись
нетлением и бессмертием. И если даже или по какой-либо
тяжкой случайности, или по жестокости врагов все тело
будет совершенно стерто в порошок и, развеянное, нас­
колько можно, по ветру или по воде, будет лишено вся­
кой возможности находиться где-либо, то и в таком слу­
чае оно не укроется от всемогущества Творца; напротив,
в нем не погибнет ни один волос на голове. Тогда под­
чиненная духу плоть станет духовной, но все-таки плотью,
а не духом, подобно тому, как дух, подчиненный плоти,
и сам будет плотским, однако, все же духом, а не плотью.
Примером этому служит искаженное состояние нашего на­
казания. Не по плоти, а именно по духу были плотскими
мы, которым апостол говорит: "Я не мог говорить с вами,
братия, как с духовными, но как с плотскими" (I Кор.
III, 1). И если в настоящей жизни человек называется и
духовным, то по телу он все же плотский и видит закон
в членах своих, противоборствующий закону ума своего
(Рим. VII, 23); но он будет духовным и по телу, когда
воскреснет плоть его, чтобы быть тем, о чем написано:
"Сеется тело душевное, восстает тело духовное" (I Кор.
XV, 44).
554