Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
времен, иногда встречалось, — то кто же будет утверж­
дать, что вся-де эта пища выбрасывается через нижний
проход и ничего из нее не превращается в плоть того че­
ловека, когда сама его исхудалость, которая была и прош­
ла, достаточно показывает, что этим питанием восполне­
на убыль в его теле? Но предпосланные мною несколь­
ко выше замечания должны служить к разрешению и этой
трудности. Ибо все, что ни истощает в телах голод, все
это испаряется, конечно, в воздухе; потому-то мы и ска­
зали, что всемогущий Бог может возвратить то, что ушло.
Поэтому и плоть та будет возвращена тому же человеку,
чью человеческую плоть она составляла первоначально. От
того другого она должна быть отобрана, ибо она как бы
взята им взаем как чужой капитал, и должна быть воз­
вращена тому, у кого занята. В свою очередь, и тому че­
ловеку, которого истощил голод, возвращена будет его со­
бственная плоть Тем, Кто силен собрать и испарившееся
в воздух. Хотя бы она и всячески погибла, и ни одной
частички ее не сбереглось ни в каких тайниках приро­
ды, Всемогущий восстановит ее, откуда восхочет. Но в
виду изречения самой Истины: "И волос с головы вашей
не пропадет", нелепо было бы думать, что в то время,
как волос с головы человека погибнуть не может, могут
погибнуть столькие тела человеческие, от голода истощив­
шиеся и съеденные...
Рассмотрев и обсудив, насколько было нужно, все эти
возражения, соединим все сказанное в следующих общих
чертах. В вечном воскресении плоти рост наших тел бу­
дет иметь ту меру, которая принадлежала ему по вложенной
в тело каждого норме юношеского возраста, не достигнуто­
го еще или уже достигнутого, с сохранением соответствую­
щей красоты в размерах всех членов. Если что-нибудь от
тела было отнято, как излишнее удлинение в какой-нибудь
составной его части, то для сохранения красоты это отнятое
разместится тогда по всему телу, так что и само оно не
пропадет, и сохранится соразмерность частей тела; ничего
нет невероятного, что вследствие этого может даже при­
бавиться и сам рост тела, когда для сохранения красоты
разместится по всем членам то, что в какой-либо части
553