Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-4-1998/551"]Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998[/URL]
 

OCR
ся эта мера, указывается словами: "Дабы мы... истинною
любовью все возвращали в Того, Который есть глава Хрис­
тос, из Которого все тело, составляемое и совокупляемое
посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при
"действии в свою меру каждого члена". Отсюда, мерою как
каждой отдельной части, так и целого тела, обнимающего
все части, служит именно мера полноты, о которой сказано:
"В меру полного возраста Христова". Об этой полноте
апостол упоминает и в другом месте, где говорит о Хрис­
те: "И поставил Его выше всего, главою Церкви, которая
есть тело Его, полнота Наполняющего все во всем" (Еф.
I, 22, 23). Если же рассматриваемые слова апостола следу­
ет относить к тому виду, в каком каждый воскреснет, то
что препятствует нам под упоминаемым у него мужем
разуметь и женщину, понимая мужа в значении человека
вообще, подобно тому, как в словах: "Блажен муж, боя­
щийся Господа" (Пс. CXI, 1) разумеются, конечно, и
женщины, боящиеся Господа.
Глава XIX
Что ответить теперь насчет волос и ногтей? — если
мы признаем, что из нашего тела ничто тогда не пропадет,
чтобы вследствие такой потери не явилось никакого безо­
бразия, — вместе с тем само собою разумеется, что все
излишества, которые в теле были бы безобразием, останут­
ся в (общей) массе тела, а не будут возвращены на свои
(прежние) места, где они обезображивали бы форму членов.
Если бы, например, из глины был сделан сосуд, который,
будучи обращен в ту же самую глину, опять бы был про­
изведен заново, то не было бы никакой при этом необ­
ходимости, чтобы та часть глины, которая (прежде) нахо­
дилась в ручке или в дне, опять возвратилась именно в
ручку или в дно, лишь бы только целое снова обращено
было в целое, т. е. лишь бы только вся глина, не теряя
ни малейшей части, была превращена в целый сосуд.
Поэтому волосы и ногти, столько раз остриженные и
срезанные, не будут возвращены на свои места, если там
549