Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
имеет отношение к женщинам)". Итак, будут тогда и те,
которые обыкновенно здесь женятся, и те, которые здесь
выходят замуж, только там они этого делать не будут.
Глава XVIII
>
Поэтому, так как апостол говорит, что все мы придем
в совершенного мужа, необходимо рассмотреть эти слова
его в полном их составе, в котором они читаются так:
"Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех не­
бес, дабы наполнить все. И Он поставил одних Апосто­
лами, других пророками, иных Евангелистами, иных пасты­
рями и учителями, к совершению святых, на дело служения,
для созидания тела Христова, доколе все придем в единст­
во веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного,
в меру полного возраста Христова; дабы мы не были бо­
лее младенцами, колеблющимися и увлекающимися вся­
ким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому
искусству обольщения, но истинною любовью все возвра­
щали в Того, Который есть глава Христос, из Которого
все тело, составляемое и совокупляемое посредством вся­
ких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою
меру каждого члена, получает приращение для созидания
самого себя в любви" (Еф. IV, 10 — 16). Вот кто муж
совершенный, т. е . глава, и вот кто тело, обнимающее
всех членов, которые в свое время войдут в него!
Но пока Церковь созидается, к телу этому присоеди­
няются ежедневно новые члены, — к тому телу, о котором
говорится: "Вы — тело Христово, а порознь — члены"
(I Кор. XII, 27); и в другом месте: "За тело Его, которое
есть Церковь" (Кол. I, 24); и еще: "Один хлеб, и мы
многие одно тело" (I Кор. X, 17). О созидании этого те­
ла говорится и в рассматриваемом месте: "К совершению
святых, на дело служения, для созидания тела Христова",
и затем прибавляется то, о чем, собственно, идет речь у
нас: "Доколе все придем в единство веры и познания
Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного воз­
раста Христова"; а как далеко в теле должна простирать-
548