Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
условия и общую судьбу человеческих дел, он более
тревожится возможными в будущем несчастными случай­
ностями, чем превозносится прошлой удачей, то тем более
победа его — смертна. Ибо он не может, пребывая
постоянно, вечно властвовать над теми, кого смог под­
чинить себе победой.
Тем не менее, несправедливо говорят, будто блага, к
которым стремится этот град, не суть блага. Он стремится
к земному миру ради своих земных дел: этого мира он
желает достигнуть посредством войны. Ибо, когда он
победит и не будет такого, кто оказывал бы сопротивления,
тогда настанет мир, которого не имели ранее враждебные
стороны, спорившие под гнетом бедности о тех вещах,
которыми не могли владеть совместно. Тяжкие войны
стремятся к этому миру, и то, что называется славной
победой, достигает его. Когда побеждают те, которые
боролись за справедливое дело, то кто станет сомневаться,
что нужно радоваться победе и что настал желанный мир?
Это — благо, и, несомненно, дар Божий. Только если,
пренебрегая теми лучшими благами, которые относятся к
вышнему граду, где будет победа, обеспечивающая навеки
высший мир, привязываются более к этим благам, или
считая их единственными, или любя их более тех благ,
которые признают лучшими, тогда неизбежно возникают
новые несчастья, а бывшие прежде — возрастают.
Глава V
Итак, первым основателем земного града был брато­
убийца, из зависти убивший своего брата, фажданина
вечного града, странника на этой земле (Быт. IV). Неуди­
вительно, что спустя столько времени, при основании того
города, который должен был стать во главе этого земного
града, о котором мы говорим, и царствовать над столь
многими народами, явилось в своем роде подражание
этому первому примеру, или, как говорят греки, архетожо.
Ибо и здесь, как упоминает о самом злодействе один из
их поэтов:
55