Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
будет, а восхвалялась премудрость и милость Бога, и не­
сущее сотворившего, и не-сущее избавившего от повреж­
дения. А что в начале человеческого рода жена была со­
творена из кости, взятой из ребер спящего мужа, то это
событие должно было служить пророчеством о Христе и
Церкви. Ибо оный сон мужа (Быт. II, 21) означал смерть
Христа, ребра которого, когда Он висел бездыханным на
кресте, были пронзены копьем и из них излились кровь
и вода (Иоан. XIX, 34); что мы считаем таинствами,
которыми созидается Церковь. Писание именно это вы­
ражение и употребляет; в нем мы читаем не "образовал"
или "сотворил", а "создал" (Быт. II, 22); поэтому и апос­
тол говорит о созидании тела Христова, которое и есть
Церковь.
Таким образом, женщина представляет собою такое же
творение Божие, как и мужчина; что она произошла от
мужа, это служило указанием их единства, а что от мужа
произошла именно таким образом, это, как сказано, изо­
бражало Христа и Церковь. А Кто установил оба эти пола,
Тот и восстановит их. Наконец, и сам Иисус Христос на
вопрос отрицавших воскресение саддукеев, какого из семи
братьев будет женою женщина, которую каждый из них
имел, чтобы восстановить, как предписывал закон, семя
умершего брата, отвечал: "Заблуждаетесь, не зная Писа­
ний, ни силы Божией" (Мф. XXII, 29). И хотя Он мог
бы сказать: "Та, о которой вы Меня спрашиваете, сама
будет мужчиной, а не женщиной", однако, сказал Он не
это, а вот что: "В воскресении ни женятся, ни выходят
замуж, но пребывают, как Ангелы Божий в небесах" (Мф.
XXII, 30). Равными ангелам мы будем, конечно, бес­
смертием и блаженством, а не по плоти и не по воскре­
сению, в котором ангелы не имеют нужды, потому что
они и не могли умирать. Таким образом, Господь отрицал
в воскресении браки, а не женщин, и отрицал тогда, когда
поднят был такой вопрос, который всего скорее разрешил­
ся бы путем отрицания женского пола, если бы Господу
было ведомо, что его тогда не будет; напротив, Он
утверждал, что пол этот будет, говоря: "Ни женятся (что
имеет отношение к мужчинам), ни выходят замуж (что
547