Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-4-1998/547"]Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998[/URL]
 

OCR
Глава XV
Но коль скоро Христос воскрес с тем именно ростом,
с которым умер, то и непристойно говорить, что тело
Его, когда наступит время всеобщего воскресения, получит
больший рост, чем какой оно имело, когда Он по вос­
кресении являлся ученикам в том виде, в каком они Его
знали, — получит больший, чтобы, таким образом, и Он
мог сравниться с самыми высокими по росту людьми.
Если же мы скажем, что все более высокие тела долж­
ны приравняться к мере тела Господня, в таком случае
тела весьма многих людей понесут ущерб, хотя Сам же
Господь обещал, что не погибнет даже и волос с головы
нашей. Остается заключить, что каждый получит свою
меру роста, которую он или имел в юности, хотя бы он
и умер стариком, или имел бы, если умер раньше. А сло­
ва апостола о мере полного возраста Христова надобно
понимать или так, что они сказаны с совершенно иною
целью, т. е . чтобы под главою-Христом в христианских
народах, с нравственным преуспеянием всех членов, ис­
полнялась мера Его возраста; или, если они сказаны о
воскресении тел, — так, что тела умерших воскреснут в
возрасте не раньше и не позже юношеского, и именно в
том своем возрасте и крепости, до какого возраста, как
известно, дожил Христос на земле. Ведь и самые ученые
люди этого века юношеский возраст полагают порядка
тридцати годов; достигнув этой поры, человек склоняет­
ся к более мужественному, а затем — и к старческому
возрасту. Поэтому-то у апостола и не сказано "в меру те­
ла" или "в меру роста", но — "в меру полного возраста
Христова".
Глава XVI
Точно так же и слова: "Кого Он предузнал, тем и
предопределил (быть) подобными образу Сына Своего"
(Рим. VIII, 29) можно разуметь о внутреннем человеке.
Поэтому в другом месте апостол говорит нам: "Не сооб­
разуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением
545