Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-4-1998/546"]Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998[/URL]
 

OCR
о недоносках каждый держится того или другого из этих
мнений; во всяком случае то, что дальше мы скажем об
уже родившихся младенцах, должно разуметь и относи­
тельно недоносков, если они воскреснут.
Глава XIV
Что же скажем мы о младенцах, кроме того, что они
воскреснут не в том малом теле, в котором умерли, а
дивным и мгновеннейшим действием Божиим получат то
тело, которое имело развиться у них с течением времени?
Ибо изречение Господа: "И волос с головы вашей не
пропадет", говорит, что не будет отсутствовать то, что бы­
ло, не отрицая в то же время, что будет наличествовать
и то, чего не было. У умерших же младенцев не было
полной величины их тела, так как каждому младенцу
недостает именно той меры высоты тела, которой бы он
не перерос, если бы достиг полного возраста. Мера эта
существует для всех, с нею каждый зачинается и рождает­
ся, но существует идеально, а не материально, подобно
тому, как в семени скрыто существуют уже все члены,
хотя некоторые, например, зубы, отсутствуют и после рож­
дения. В этой вложенной в телесную материю каждого
идее некоторым образом, как бы я выразился, зачаточес-
твует то, чего еще нет или что скрыто, но что с течением
времени будет, или лучше сказать — раскроется. И мла­
денец в ней мал или высок, соответственно тому, как бу­
дет он мал или высок. На этом основании мы нисколько
не боимся убыли тела при воскресении, потому что, если
тогда и все мы будем равны, причем даже так, что все
достигнем гигантской величины, то и самые рослые в
земной жизни люди не будут в своем росте иметь ничего,
что погибло бы вопреки изречению Христа: "И волос с
головы вашей не пропадет"; ибо у Создателя, сотворив­
шего все из ничего, разве может оказаться недостаток
могущества восполнить (откуда — ведает этот дивный
Художник) то, что должно быть восполнено?
544