Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
которыми, как мы проповедуем, воскрес Господь Христос.
Но из всех этих вопросов самый трудный предлагается
ими о том, в чью плоть возвратится то мясо, которым
питается человек, пожирающий под влиянием голода че-
ловЛеское же тело. Ведь мясо это превратилось в плоть
того, кто, благодаря подобной пище, остался жив и ею
восполнил те потери (в организме), о которых свидетель­
ствовала его исхудалость. Итак, возвратится ли то тело
тому человеку, плотью которого оно было раньше, или
же, наоборот, останется в том, плотью которого оно ста­
ло позже; вот вопрос, разрешения которого допытывают­
ся они, осмеивая нашу веру в воскресение; причем, или,
подобно Платону, обещают человеческой душе поперемен­
но чередующиеся состояния истинного злополучия и лож­
ного блаженства, или же, вслед за Порфирием, останав­
ливаются на мысли, что человеческая душа после долгих
странствий через различные тела некогда закончит свои
злополучия навсегда; не так, впрочем, что будет иметь
бессмертное тело, а так, что освободится от всякого тела.
Глава XIII
С помощью милосердия Божия, подкрепляющего мои
усилия, отвечу на те из возражений с их стороны, кото­
рые представляются мне имеющими непосредственное от­
ношение к предмету моей речи. Что воскреснут недоноски,
которые, находясь еще во чреве матери, были уже мертвы,
этого я не осмеливаюсь ни утверждать, ни отрицать, хотя
и не вижу основания, почему бы миновало их воскресе­
ние, коль скоро они входят в число умерших. Действи­
тельно, одно из двух: или воскреснут не все мертвые, и
некоторые человеческие души в вечности останутся без
тел, которые они, хотя и во чреве матери, все-таки имели;
или, если все человеческие души получают свои воскрес­
шие тела, которые они, где бы то ни было, имели живыми
и оставили мертвыми, — я не нахожу основания утверж­
дать, что не будут участвовать в воскресении мертвых
какие-либо из умерших даже во чреве матери. Но пусть
543
18 3ак. 3601