Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-4-1998/543"]Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998[/URL]
 

OCR
же он ни гор, в которых пылает постоянно, ни пропастей
земных. Но пусть будет так, пусть наш огонь не похож
на тот огонь, а отвечает условиям земного существования;
почему же они не хотят допустить нашего верования, что
Природа земных тел, некогда став нетленной, будет соот­
ветствовать небу, подобно тому, как теперь наш тленный
огонь соответствует земле? Итак, тяжесть и порядок стихий
не дает им никаких оснований утверждать, что всемогущий
Бог не создал наши тела такими, чтобы они могли обитать
и на небе.
Глава XII
Но они обыкновенно поднимают самые мелочные во­
просы и этими вопросами осмеивают наше верование в
воскресение плоти; например, спрашивают, воскреснут ли
недоноски? И так как Господь сказал: "И волос с головы
вашей не пропадет" (Лук. XXI, 18), то спрашивают, у
всех ли будет одинаковый рост и сила, или величина
будет различной? Если тела будут одинаковы, откуда возь­
мут недоноски то, чего не имели они здесь в своем те­
лесном составе, если воскреснут и они? Или, если не во­
скреснут недоноски, так как они не родились, а выбро­
шены, то, прилагая тот же самый вопрос к младенцам,
спрашивают, откуда прибавится у них рост, которого, как
мы видим, не имеют они теперь, умирая в младенческом
возрасте? Не скажем же мы, что не воскреснут младенцы,
которые способны не только к рождению, но и к возро­
ждению.
Затем спрашивают, какой вид будет иметь сама одина­
ковость тел? Если там все будут так же велики и высоки
ростом, какими бывают самые высокие люди теперь, то
спрашивают не только о младенцах, но и о большинстве:
откуда тогда прибавится у них недостающее им теперь,
если там каждый получит то, что имел здесь? Если же,
как говорит апостол, все мы достигнем "меру полного
возраста Христова" (Еф. IV, 13); и в другом месте: "Кого
Он предузнал, тем и предопределил (быть) подобными
образу Сына Своего" (Рим. VIII, 29), то надобно думать,
541