Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-4-1998/541"]Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998[/URL]
 

OCR
мастера такую форму, что могут плавать по воде; а между
тем, если человеческое тело получит свойство, благодаря
которому оно вознесется на небо и получит возможность
жить на небе, — это считается противоречием замыслу
всемогущего Художника.
Уже и против сказанного мною выше сами рассужда­
ющие и трактующие о порядке стихий, на который они
ссылаются, решительно не могут найти возражений. Ведь
в этом счете снизу вверх, в котором земля представляется
первой, вода — второй, воздух — третьим, небо —
четвертым, — над всем возвышается природа души. Арис­
тотель называет ее пятым телом*, а Платон — бестелесной.
Если она — пятое тело, то, очевидно, выше остальных;
она тем более превосходит все другие, если бестелесна.
Что же делает она в земном теле? Как уживается тончайшая
из всех стихий в этой массе? Легчайшая — в этом грузе?
Быстрейшая — в этой косности? Неужели невозможно,
что в силу заслуг этой столь превосходной природы тело
ее вознесется на небо, и если в настоящее время природа
земных тел тянет души вниз, то некогда и души в состоянии
будут восхищать земные тела вверх?
Если теперь мы обратим внимание на чудеса, которые,
как совершенные их богами, они противопоставляют (чу­
десам) наших мучеников, то не окажется ли, что даже и
эти чудеса говорят в нашу пользу и решительно нас под­
тверждают? К числу великих чудес их богов принадлежит,
без сомнения, то великое чудо, о котором упоминает Вар-
рон, состоящее в том, что дева-весталка, если ей грозило
несправедливое обвинение в блуде, наполняла решето водой
из Тибра и доносила его до своих судей так, что из него
не проходило ни одной капли. Кто же удерживал тяжесть
воды в решете? Кто, несмотря на такое множество дырочек
в решете, не дозволял выпадать из него ни одной капле
на землю? Скажут, некий бог или некий демон. Но если
бог, неужели он больше Бога, сотворившего этот мир?
Если демон, неужели он сильнее ангела, который служит
Богу, сотворившему мир? Если же меньший бог, или
* Arist. dc Coelo. lib. IV, cap. 6.
539