Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
смысле, чтобы это не было благодеянием Божийм, или
чтобы в этом не проявлялось действие Божие, но в том,
что там, где должен был проявиться дар Божий, который
благодать Божия дает людям, как нечто незаслуженное,
там следовало родиться сыну так, чтобы это не казалось
зависящим от естественных причин. Ибо*природа уже не
дает потомства от такого совокупления мужчины и жен­
щины, какое могло быть у Авраама и Сарры в их возрасте,
к тому же при бесплодии жены, которая не могла зачать
и в то время, когда лета ее соответствовали чадородию,
но способность к чадородию не соответствовала летам. То
же обстоятельство, что столь расслабленная природа не
должна была иметь потомства, означает то, что повреж­
денная грехом и за это справедливо осужденная челове­
ческая природа не имела более никакого права на истинное
счастье. Итак, Исаак, рожденный по обетованию, спра­
ведливо обозначает сынов благодати, граждан свободного
града, союзников вечного мира, где не будет стремления
к личному и в некотором роде частному произволу, но
будет любовь, радующаяся об общем, и потому неизме­
няемом благе, делающая из многих сердец — одно, т. е.
будет вполне единодушное повиновение, основанное на
любви.
Глава IV
Земной фад, который не будет вечным (потому что не
будет уже градом, когда будет осужден на вечное наказа­
ние), имеет свои блага на земле, которым и радуется,
насколько возможна радость о таких вещах. И так как
нет такого блага, которое не создавало бы затруднений
тем, кто привязан к нему, то и этот фад очень часто
разделяется сам в себе, вступая в споры, войны и сражения,
и добиваясь побед, несущих пред собою смерть или, по
крайней мере, смертных. Ибо, какою бы своею частью
он не восстал войной на другую часть, он хочет быть
победителем племен, хотя сам находится в плену у пороков.
И если он, победив, делается более гордым, победа его
несет пред собою смерть; а если, приняв в соображение
54