Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-4-1998/539"]Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998[/URL]
 

OCR
нельзя сравнивать чудеса, которые, как они утверждают,
совершаются в храмах их богов; а если некоторые из их
чудес и кажутся подобными нашим, — во всяком случае
их боги, как маги фараона Моисеем (Исх. VIII), побеждены
вашими мучениками. Их чудеса совершали демоны по
тщеславию нечистой гордости, по которому они хотели
быть их богами; а наши чудеса совершают мученики, или
лучше — сам Бог по молитве или при содействии муче­
ников, дабы мы укреплялись в вере, что они не наши
боги, но имеют одного с нами Бога. Наконец, они тем
богам своим строили храмы, воздвигали алтари, учреждали
жрецов, приносили жертвы; мы же своим мученикам, как
богам, храмов не воздвигаем, а строим надгробные памят­
ники как умершим людям, чьи души живут у Бога; и
воздвигаем там алтари, на которых приносим жертвы не
мученикам, а единому, их и нашему, Богу. При этой
жертве в своем месте и по чину воспоминаются и они,
как люди Божий, победившие мир в исповедании Бога,

воспоминаются, но священником, совершающим жерт­
ву, не призываются. Жертву священник приносит Богу, а
не им, хотя приносит ее при их гробнице, потому что
он — священник Бога, а не их. Жертва эта есть тело
Христово, которое предлагается не им, потому что и сами
они суть это тело.
Итак, каким же чудотворцам скорее нужно верить? Тем
ли, которые хотят сами прослыть богами у людей, для
коих они совершают чудеса, или же тем, которые все,
что делают чудесного, делают для того, чтобы мы верова­
ли в Бога, каков и есть Христос? Тем ли, которые хотели,
чтобы даже и преступления их считались святыней, или
же тем, которые не хотят, чтобы святыней считались са­
мые их похвальные качества, но чтобы все, что поистине
заслуживает у них хвалы, служило к славе Того, Кем они
хвалятся? Ибо о Господе хвалятся души их (Ис. XXXIII,
3). Будем же верить тем, которые и говорят истинное, и
творят чудесное. Ведь и пострадали они за то, что говори­
ли истину, дабы потом могли творить чудесное. Главной
же их истиной была та, что Христос воскрес из мертвых
и первый показал на Своей плоти бессмертие воскресения,
537