Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
они претерпели в миру крайнюю к себе враждебность и
жестокость, и победили мир не сопротивлением, а смер­
тью. За эту веру положили они свою жизнь, могущие
испрашивать это у Господа, во имя Которого вкусили
смерть. Ради этой веры предварительно обнаружено было
ими необыкновенное терпение, чтобы потом проявлялась
такая сила их в этих чудесах. Ведь если вечное воскресе­
ние плоти еще не совершилось в лице Христа или не
совершится, как о том предсказывает Христос и было
предсказано пророками, которыми Христос предвозвещен,
то откуда такая сила у мертвых, которые были убиты за
веру, проповедующую воскресение? Совершает ли эти
чудеса сам Бог непосредственно тем сверхъестественным
образом, каким, Вечный, производит временные явления,
или же через Своих служителей; и те чудеса, которые со­
вершает через служителей, совершает ли некоторые через
дух мучеников, как людей, еще состоящих и из тела, или
же все — через ангелов, которыми Он повелевает невиди­
мо, неизменно и бестелесно; так что чудеса, совершаемые
через мучеников, совершаются только по их молитве и
ходатайству, а не их (непосредственным) действием; или
же одни этим, а другие — другим, для смертных совер­
шенно непостижимым образом; во всяком случае, чудеса
эти служат подтверждением той веры, в которой пропо­
ведуется вечное воскресение плоти.
Глава X
На это, быть может, нам скажут, что и их-де боги
совершают нечто чудесное. Хорошо уже то, что своих
богов они начинают сравнивать с нашими умершими
людьми. Не скажут ли они еще, что у них-де есть боги
из умерших людей, например, Геркулес, Ромул и многие
другие, которые считаются принятыми в число богов? Но
у нас мученики — не боги, потому что как для себя
самих, так и для мучеников мы знаем одного и того же
Бога. Тем не менее, однако, с чудесами, которые совер­
шаются у гробниц наших мучеников, ни в коем случае
536