Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
была установлена, а для обозначения другого фада; и так
как и ей предшествовало другое изображение, то, предизоб-
ражая, она и сама была предизображена. Ибо Агарь, раба
Сарры, и сын ее, послужили своего рода образом самого
этого образа. И как с наступлением света исчезают тени,
так и свободная Сарра, которая предизображала собою
свободный фад, и для которой и та раба, в свою очередь,
служила тенью, изображавшей ее другим образом, сказала:
"Выгони эту рабыню и сына ее; ибо не наследует сын
рабыни сей с сыном моим Исааком" (Быт. XXI, 10), а у
апостола: "с сыном свободной".
Итак, мы находим в земном фаде две части: одна
представляет саму действительность этого фада, а другая
служит посредством этой действительности для предизо-
бражения фада небесного. Граждан земного фада рождает
испорченная грехом природа, а фаждан фада небесного
рождает благодать, освобождающая природу от греха; поэто­
му первые называются сосудами гнева Божия, а последние

сосудами милосердия (Рим. IX, 22, 23). Это было
предизображено и двумя сыновьями Авраама тем, что
один, Измаил, родился по плоти от рабы, которая назы­
валась Агарь; другой же, Исаак, родился по обетованию
от свободной Сарры. И тот, и другой — от семени
Авраама; но того родила связь, служившая выражением
природы, а этого дало обетование, служившее образом
благодати. Там указывается на человеческое совокупление,
здесь же — на божественное милосердие.
Глава III
Так как Сарра была бесплодной и отчаялась иметь
потомство, то, желая иметь от своей рабы то, чего сама
иметь не могла, дала ее своему мужу в качестве наложницы.
Воспользовавшись своим правом относительно чужого чре­
ва, она таким путем добилась от своего мужа того, что
он должен был дать. Измаил родился, поэтому, так, как
рождаются люди от смешения двух полов по обычному
закону природы. Почему и сказано: "по плоти"; не в том
53