Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
сколько мог о том, чтобы исчезло упомянутое наважде­
ние, и тотчас, по милосердию Божию, оно исчезло. Между
тем, от друга своего он получил святую землю, принесенную
из Иерусалима, где на третий день воскрес погребенный
"Христос, и привесил ее в своей спальне, чтобы и самому
не подвергнуться какому-нибудь злу. Но когда его дом
очистился от скверны, что, как он думал, произошло от
той земли, он из благоговения не захотел держать ее в
своей спальне. Случилось мне и моему собрату, епископу
синитенской церкви Максимину, находиться поблизости;
Гесперий попросил нас прибыть, и мы прибыли. И после
того, как он сообщил нам обо всем этом, он попросил
о том, чтобы эта земля была где-нибудь зарыта и чтобы
там было устроено молитвенное место, где христиане могли
бы собираться для прославления дел Божиих. Мы против
этого ничего не имели — так и было сделано. Был там
один молодой параличный крестьянин; услыхав об этом,
он обратился с просьбой к своим родителям, чтобы те
немедленно принесли его на это священное место. При­
несенный туда, он помолился и тотчас же пошел обратно
на своих собственных ногах.
На расстоянии менее тридцати миль от Гиппона есть
дача, называемая Викторианской. Там находится храм в
честь медиоланских мучеников Протасия и Гервасия. Туда
приведен был один юноша, который летом среди дня,
купая лошадь в реке, подвергся нападению демона. И
когда он лежал или при смерти, или весьма похожий на
умершего, пришла сюда по обычаю для вечерних молитв
и гимнов госпожа дачи со своими служанками и с неко­
торыми набожными женщинами; и начали они петь гимны.
Как бы пораженный этим пением, (бес) затрясся, с ужасным
воем схватился за алтарь, не смея или не будучи в силах
двинуться, точно бы был привязан или пригвожден к
нему, и с великим плачем прося себе пощады, признался,
где, когда и как напал на юношу. Наконец, объявив, что
выйдет, пересчитал члены (юноши), которые грозил от­
нять, уходя, и с этими словами вышел из юноши. Но
глаз последнего, выскочив на щеку, висел на тонкой жил­
ке, как бы на внутреннем корне, и вся середина его,
527