Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
собою великое чудо, не веруя, когда верует уже целый
мир. Но так говорят потому, что не верят факту со­
вершившихся тогда чудес. Откуда же с такою верою
повсюду воспевается Христос, вознесшийся с плотью на
* небо? Откуда во времена просвещенные и все, чего не
может быть, осмеивающие, мир крайне чудесным образом
верует невероятному помимо всяких чудес? Или скажут,
что оно вероятно, а потому ему и поверили? Почему же
в таком случае не веруют сами? Итак, мы ставим следу­
ющую короткую дилемму: или вера в невероятное собы­
тие, которого не видели, произведена была другими не­
вероятными явлениями, которые совершались и были ви­
димы; или же крайнее неверие было побеждено событием
настолько вероятным, что не было надобности ни в каких
убеждающих чудесах. На этом пункте я и должен оста­
новиться в опровержение суетнейших людей.
Факта многих чудес, которые удостоверяли в том одном
великом и спасительном чуде, что Христос вознесся на
небо с плотью, в которой воскрес, отрицать мы не можем.
Все это как чудеса, которые были совершены, описано в
одних и тех же достовернейших книгах. Книги эти сде­
лались известными для того, чтобы произвести веру; еще
более известными делаются они благодаря той вере, ко­
торую произвели. Они читаются народами, чтобы возбуж­
дать к себе веру; но, с другой стороны, не читались бы
они народами, если бы им не верили. Именем Христа
или через Его таинства, или же молитвами и призыванием
святых Его чудеса совершаются и в настоящее время; но
они не получают до такой степени известности, чтобы го­
ворилось о них с такою же славой, как о тех. О тех чуде­
сах канон священных Писаний, которому надлежало быть
законченным, повествует повсюду и они на памяти у всех
народов; между тем об этих, где бы они ни совершались,
едва знает весь город или какая бы там ни было оседлая
местность. Большею частью и здесь знают о них весьма
немногие, между тем как другие не знают, в особеннос­
ти, если город велик; и когда о них рассказывают в другом
месте, они не имеют такого авторитета, чтобы им верили
521