Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-4-1998/522"]Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998[/URL]
 

OCR
ображения и создали столько и таких мучеников, каких
не было и не могло быть и одного, когда Ромул считал­
ся богом.
Глава VII
Впрочем, упоминать о ложном божестве Ромула весьма
странно, когда мы говорим о Христе. Тем не менее, если
Ромул жил почти на шестьсот лет раньше Цицерона и
его время, как говорят, было временем настолько уже
научно просвещенным, что отвергало все, чего не может
быть, то через шестьсот лет, во времена самого Цицерона,
а в особенности еще позже, при Августе и Тиберие, т. е.
во времена еще более просвещенные, человеческий разум
тем более мог бы считать невозможным и с насмешкой
устранять от слуха и сердца воскресение плоти Христа и
вознесение на небо, если бы сама божественность этой
истины или истинность самого божества и свидетельство­
вавшие о ней чудесные знамения не доказывали, что это
могло быть и было; так что, несмотря на устрашение и
противодействие столь многих и великих гонений, начав­
шееся во Христе и имеющее в новом веке наступить для
прочих воскресение и бессмертие плоти стало предметом
твердой веры и неустрашимой проповеди и посеялось по
всей земле, чтобы плодоноснее взрасти от крови мучени­
ков. Ибо пока этой истине уверовал весь мир, преследова­
вший ее страхом, о ней читались предшествовавшие ей
предсказания пророков, ей сопутствовали чудеса мужества
и в ней убеждались как в новой истине, противоречащей
привычке, но не разуму.
Глава VIII
Почему же, говорят, в настоящее время не бывает
чудес, которые, как вы проповедуете, совершались? Я мог
бы сказать на это, что прежде, чем мир уверовал, чудеса
были необходимы для того, чтобы он уверовал. Кто ищет
чудес еще и теперь, чтобы веровать, сам представляет
520