Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
дано будет обетованное Царство, в котором они будут со
своим Главою и Царем царствовать вовеки.
Глава II
*•
Была некоторая тень этого града и пророческий образ
его, служивший скорее для обозначения, чем для дейст­
вительного представления его на земле в то время, когда
надлежало на него указать; называется и он градом святых,
но скорее из уважения к обозначаемому, чем в смысле
представления действительности, которая была делом бу­
дущего. Об этом служебном образе и о том свободном
граде, который он обозначал, так говорит апостол в своем
послании к Галатам: "Скажите мне вы, желающие быть
под законом: разве вы не слушаете закона? Ибо написано:
"Авраам имел двух сынов, одного от рабы, а другого от
свободной". Но который от рабы, тот рожден по плоти;
а который от свободной, тот по обетованию. В этом есть
иносказание. Это два завета: один от горы Синайской,
рождающий в рабство, который есть Агарь, ибо Агарь
означает гору Синай в Аравии и соответствует нынешнему
Иерусалиму, потому что он с детьми своими в рабстве;
а вышний Иерусалим свободен: он — матерь всем нам.
Ибо написано: "возвеселись, неплодная, нерождающая;
воскликни и возгласи, не мучившаяся родами; потому что
у оставленной гораздо более детей, нежели у имеющей
мужа". Мы, братия, дети обетования по Исааку. Но как
тогда рожденный по плоти гнал рожденного по духу, так
и ныне. Что же говорит Писание? "Изгони рабу и сына
ее, ибо сын рабы не будет наследником вместе с сыном
свободной". Итак, братия, мы дети не рабы, но свободной"
(Гал. IV, 21 — 31).
Этот способ понимания, освященный апостольским ав­
торитетом, дает нам указание, каким образом мы должны
толковать писания обоих Заветов, Ветхого и Нового. Ибо
некоторая часть земного града стала образом града небес­
ного, потому что представляла не себя, а другой град; и,
следовательно, была служебной. Не ради самой себя она
52