Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-4-1998/519"]Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998[/URL]
 

OCR
ным потому, что времена те были уже цивилизованные,
не принимавшие сказочной лжи. Но кто же возвел Ромула
в число богов, если не Рим, хотя бы и малый и только
что начинающийся? Впоследствии потомки должны были
сохранять то, что они приняли от предков, так что с
этим, вместе с молоком матери всасываемым предрассу­
дком Рим возрос и достиг такой великой власти, что с
вершины ее, как бы с некоего возвышенного места, зато­
плял этим своим воззрением и те народы, над которыми
господствовал; и хотя эти последние в божество Ромула
не верили, однако богом его называли из опасения ос­
корбить город, у которого находились в рабстве, называя
его несколько иначе, чем как называл его Рим; сам же
Рим верил этому если не под влиянием любви к заблуж­
дению, то под влиянием заблуждения от любви.
Между тем, хотя Христос и основатель небесного и
вечного града, однако град этот не потому верует в Его
божество, что Им создан, а скорее потому и должен был
быть создан, что уверовал в Него, как Бога. Рим воздал
своему основателю божескую почесть в храме уже после
того, как был построен и посвящен ему; горний же
Иерусалим своего Основателя, Бога Христа, положил в
основание своей веры, чтобы мог быть создан и посвящен
Ему. Тот признал Ромула богом из любви к нему, а этот
возлюбил Христа по вере в Него, как Бога. Таким обра­
зом, как для Рима предшествующим началом была любовь,
и относительно того, кого любил, он поверил охотно да­
же и ложному благу; так для небесного града предшеству­
ющим началом была вера, так что правою верой он
возлюбил то, что было не ложно, а истинно. Ибо кроме
стольких и таких вышеупомянутых чудес, убеждающих в
божестве Христа, Ему предшествовали заслуживающие пол­
ной веры божественные пророчества, которые мы видим
не ожидающими еще своего исполнения, как веровали
отцы, а уже исполнившимися на Нем. Между тем, отно­
сительно того, что Ромул основал Рим и царствовал в
нем, мы слышим и читаем как о факте уже совершившем­
ся, но не предсказанном раньше; а что он принят в чис­
ло богов, то письменные источники сообщают, что этому
517