Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
невероятно, что убедить мир и в нем даже самых ученых
людей в таком невероятном факте и с таким успехом
смогли люди незнатные, самые простые по положению,
весьма немногие числом и несведущие. Первому из этих
" трех невероятных (событий) те, с которыми мы ведем
речь, не хотят верить; второе вынуждены признать, а если
не поверят третьему, то не объяснят, откуда явилось вто­
рое. В самом деле, воскресение Христа и вознесение Его
на небо с плотью, в которой Он воскрес, составляет уже
предмет проповеди и веры в целом мире; если оно —
факт невероятный, откуда же явилась вера в него на всем
земном шаре? Если бы люди многочисленные, благород­
ные, высокопоставленные и ученые сказали, что они были
очевидцами этого события, и что видели, постарались бы
обнародовать; в таком случае не только не было бы
удивительно, что им поверил мир, но было бы непонятно,
что не все еще хотят им верить; если же, как было в
действительности, мир поверил словам и писаниям весь­
ма немногих, темных, незнатных и неученых очевидцев,
почему же некоторые доселе еще не верят целому веру­
ющему миру? Мир потому и поверил малому числу не­
знатных, низкорожденных, несведущих людей, что в лице
таких смиренных свидетелей тем удивительнее говорило о
себе само божество. Ибо красноречием убеждавших служи­
ли чудеса, которые они творили, а не слова, которые они
говорили. И те, которые сами не видели, что Христос
воскрес во плоти и с нею вознесся на небо, веровали
благовествовавшим об этом очевидцам не только потому,
что они говорили, но и потому, что творили чудеса.
Так, тех самых людей, о которых было известно, что
они говорят на одном или в лучшем случае — на двух
языках, услышали говорящими вдруг на языках всех наро­
дов (Деян. II). Хромой от чрева матери именем Христа
по слову их в сорок лет сделался здоровым; платки с тел
их помогали выздоравливать недужным; на улицу, по
которой они должны были проходить, выносили по порядку
многих одержимых различными болезнями, чтобы их осе­
нила тень проходящих, и (больные) тотчас получали исце­
ление; и многие другие чудеса совершались ими именем
515