Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
Глава V
Некогда казалось невероятным вознесение земного тела
Христа на небо, но этому верует теперь весь мир; теперь
и ученые и неученые веруют факту воскресения плоти и
вознесения ее в горние обители, хотя весьма немного ос­
тается и таких ученых или неученых, которые этому удив­
ляются. Если этому факту уверовали, как факту вероят­
ному, то пусть видят, как глупы они, не верящие в это;
если же веруют факту невероятному, то самое невероятное,
что веруют невероятному. Итак, один и тот же Бог предрек
два невероятные (события), а именно — воскресение
нашего тела для вечной жизни и то, что мир уверует в
такую невероятную истину, — предрек, что оба эти события
сбудутся (Мф. XXVI, 13), когда ни одно из них еще не
исполнилось. Одно из этих невероятных (событий) мы
видим уже исполнившимся: мир верует тому, что казалось
невероятным. Почему же не иметь упования и на другое,
т. е . что исполнится и другое, во что невероятным образом
уверовал мир, как уже исполнилось то, что также казалось
невероятным, т. е . что мир уверовал в такую невероят­
ную истину; ибо оба эти невероятные события, из которых
одно мы уже видим, а в другое веруем, предсказаны в
тех же самых книгах, при посредстве коих мир уверовал.
А если вдуматься в сам способ, каким мир уверовал, то
окажется еще больше невероятного.
С сетями веры Христос послал в море века сего весьма
немногих, не просвещенных в свободных науках, не полу­
чивших никакого школьного образования, не искусных в
грамматике, не вооруженных диалектикой и не напыщен­
ных риторикой, рыбарей, и через них из всего человечес­
кого рода уловил столь великое множество настолько же
необыкновенных, насколько и редких рыб, и даже самих
философов. Прибавим же, если угодно, или лучше потому,
что оно должно быть угодно, к двум вышеуказанным со­
бытиям и это третье. Итак, мы имеем уже три невероятных
(события), которые, однако, исполнились. Невероятно, что
Христос воскрес во плоти и вознесся с нею на небо;
невероятно, что мир уверовал такому невероятному факту;
514