Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-4-1998/514"]Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998[/URL]
 

OCR
мертвые тела"; и еще: "Я творю новое небо и новую зе­
млю, и прежние уже не будут воспоминаемы и не придут
на сердце. А вы будете веселиться и радоваться во веки
о том, что Я творю: ибо вот, Я творю Иерусалим весели­
ем и народ его радостию. И буду радоваться об Иеруса­
лиме и веселиться о народе Моем; и не услышится в нем
более голос плача и голос вопля" (Ис. XXVI, 19; LXV,
17 — 19). А также и то, что предвозвестил Он через
другого пророка, говоря ему: "Спасутся в это время из
народа твоего все, которые найдены будут записанными
в книге. И многие из спящих в прахе земли пробудятся,
одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и
посрамление" (Дан. XII, 1, 2). И в другом месте через
того же пророка: "Примут царство святые Всевышнего, и
будут владеть царством вовек и во веки веков" (Дан. VII,
18). А несколько ниже (пророк) говорит: "Царство (Все­
вышнего) — царство вечное" (Дан. VII, 27). Равно и все
другое, относящиеся к этому предмету, как приведенное
мною в двадцатой книге (гл. XXI и след.), так и не
приведенное, что содержится в тех же самых книгах, —
все это сбудется подобно тому, как сбылось то, что
неверующие считали несбыточным. Ибо как то, так и
другое обещал, исполнение как того, так и другого пред­
сказал один и тот же Бог, пред Которым трепещут язы­
ческие божества, как свидетельствует об этом даже из­
вестнейший языческий философ Порфирий.
Глава IV
Но люди, а именно — люди ученые и мудрствующие
против силы такого авторитета, который весь человеческий
род обратил к вере и надежде относительно этого предмета,
как это было предсказано за столько времени раньше, —
выдвигают с кажущимся им остроумием аргументы против
воскресения тел и говорят то, что приводится Цицероном
в третьей книге "О республике". Заверив, что Геркулес и
Ромул были из людей, хотя и считались богами, Цицерон
говорит: "Тела их не были взяты на небо, ибо было бы
512