Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-4-1998/513"]Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998[/URL]
 

OCR
но сказано, что Он познал их теперь, в том смысле, что
теперь только дал им познать Себя. О таком способе
словоупотребления я упоминал уже и в предыдущих кни­
гах. Таким образом, по той воле, по которой мы назы-
* ваем Бога желающим, Он желает многого, но не делает;
потому что желающими делает других, которым неизвес­
тно будущее.
Так, святые Его в силу Им же внушаемой святой во­
ли желают многого, но этого не бывает, подобно тому,
как о некоторых воссылают свои благочестивые и святые
молитвы, и однако того, о чем они молятся, Он не ис­
полняет, хотя эту волю молиться Сам же творит в них
Своим Святым Духом. Отсюда, когда святые по внушению
Божию желают и молятся, чтобы каждый получил спасе­
ние, то, употребляя вышеуказанный способ слововыраже-
ния, мы можем сказать: "Бог хочет так, но не делает",
называя в этом случае желающим Того, Кто производит
в них желание. Напротив, по той Своей воле, которая
вечна, как и Его предвидение, Он сотворил уже все, что
только хотел сотворить на небе и на земле, не только
прошедшее и настоящее, но даже и будущее (Пс. CXHI,
3). Но прежде, чем наступит время, в которое по Его
воле должно быть то, что раньше времени Он предус­
мотрел и предустроил, мы говорим: "Оно будет, когда за­
хочет Бог". Если же мы не знаем ни времени, когда оно
будет, ни даже того, будет ли оно, то говорим так: "Оно
будет, если захочет Бог", — говорим не потому, что у
Бога тогда будет новая воля, какой Он не имел, а потому,
что тогда будет то, что от вечности предуготовлено Его
непреложной волей.
Глава III
По этой причине (я опускаю многое другое), как ви­
дим мы уже исполнившимся на Христе то, что Бог обещал
Аврааму, говоря: "И благословятся в семени твоем все
народы земли" (Быт. XXII, 18); так исполнится и то, что
обещал Он его семени, говоря через пророка: "Восстанут
511
ПЗак. 3601