Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-4-1998/512"]Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998[/URL]
 

OCR
горний град тот не умалялся в числе своих граждан, а
даже, быть может, еще и радовался их возрастанию.
Глава II
Ибо хотя злыми и творится многое* вопреки воле
Божией, но Бог обладает такой премудростью и могуще­
ством, что все, кажущееся противным Его воле, обращает
к таким последствиям или целям, которые Его предвиде­
ние нашло добрыми. А потому, хотя мы и говорим, что
Бог изменяет Свою волю, делаясь, например, гневным по
отношению к тем, к кому был (прежде) кротким, но в
сущности изменяемся мы, а не Он, и в состояниях, ко­
торые испытываем сами, видим как бы изменяющимся
Его; подобно тому, как для больных глаз изменяется со­
лнце и из нежного делается как бы резким, из приятно­
го — тягостным, хотя само по себе оно остается таким
же, каким и было. Да и волею Божией мы называем ту
волю, которую Бог творит в сердце повинующихся Его
заповедям, о коей говорит апостол: "Бог производит в вас
и хотение и действие" (Филип. II, 13).
Подобно этому и праведностью Божией мы называем
не только ту праведность, которой праведен сам Бог, но
и ту, которую Он творит в человеке оправданном; точ­
но так же и законом Его мы называем закон, который
существует собственно для людей, но дан Богом. Ибо то
были, конечно, люди, кому говорил Иисус: "В законе ва­
шем написано" (Иоан. VIII, 17), так как в другом месте
читаем: "Закон Бога его в сердце у него" (Пс. XXXVI,
31). Подобно этому называем мы Бога и желающим
сообразно с тою Его волей, которую Он производит в
людях; потому что желает не сам Он, а делает желаю­
щими Своих присных; подобно тому, как называем Его
и познавшим потому, что Он дал познать Себя тем, кем
не был познан. Ибо слова апостола: "Ныне же, познавши
Бога, или лучше, получивши познание от Бога" (Гал. IV,
9) нельзя понимать так, что их, предназначенных прежде
создания мира (I Пет. I, 20), Бог познал только теперь;
510