Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
дать блаженной жизнью, окажутся отступниками от та­
кого великого блага, однако, не лишил их этой способ­
ности, решив, что больше могущества и благости —
извлечь из зла добро, чем не допустить зла. Да и зла не
было бы совсем, если бы изменчивая, хотя и добрая
природа, сотворенная всевышним и неизменно благим
Богом, Который все сотворил добрым, не создала его са­
ма себе путем греха.
Сам этот грех служит очевидным доказательством, что
природа была сотворена доброй. Ибо если бы она не
была великим, хотя и не равным Творцу добром, то
отступничество от Бога, этого, так сказать, ее Света, не
было бы для нее, конечно, злом. Как слепота глаза
представляет собою порок, и порок этот указывает, что
глаз сотворен для того, чтобы видеть свет, а потому и в
самом своем пороке глаз является для прочих органов
органом, способным к (восприятию) света (именно по
этой причине лишение света и составляет для глаза по­
рок); так и природа, наслаждавшаяся Богом, свидетельст­
вует, что была сотворена наилучшей, самим своим пов­
реждением, когда злополучна собственно потому, что не
наслаждается Богом, Который свободное падение ангелов
подверг правосуднейшему наказанию вечным лишением
блаженства, а ангелам, устоявшим в высшем благе, саму
эту твердость обратил как бы в награду, дабы они были
уверены, что эта их твердость пребудет без конца. Он и
самого человека сотворил правым и с тем же самым
свободным произволением, как существо хотя и земное,
но достойное неба, если он останется в единении со своим
Творцом; если же от Него отступит, постигнет и его
злополучие, свойственное такого рода природе. Предвидя,
что он также отступит от Бога, преступив закон Божий,
Бог не лишил его, однако же, способности свободного
произволения, ибо наперед знал, что сделает Он добро­
го из его зла, собирая Своей благодатью из смертного,
заслуженно и правосудно осужденного рода многочис­
ленный народ, в восстановление и восполнение падшей
части ангелов, дабы, таким образом, возлюбленный и
509