Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-4-1998/510"]Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998[/URL]
 

OCR
КНИГА ДВАДЦАТЬ ВТОРАЯ
Глава I
Эта последняя книга, как мы обещала в книге пре­
дыдущей, будет содержать в себе рассуждение о вечном
блаженстве града Божия. Вечным это блаженство назы­
вается не по продолжительности времени, идущего через
ряд многих веков и, однако, рано или поздно долженст­
вующего иметь конец, но в том смысле, как написано в
Евангелии: "И Царству Его не будет конца" (Лук. I, 33).
С другой стороны, эта вечность (должна пониматься) не
так, что град сей представляет собою такой вид непре­
рывного бытия, что одни выходят из него, умирая, а
другие являются им на смену, рождаясь, подобно тому,
как в дереве, постоянно покрытом листвою, по-видимому,
остается одна и та же производительная сила, доколе по­
являющиеся на место увядших и опавших листьев новые
листья сохраняют тенистый вид; а так, что все граждане
его будут бессмертны, ибо там и люди получат то, чего
никогда не теряли святые ангелы. Так устроит всемогу­
щий Бог, Создатель этого града. Таково Его обетование,
и обманывать Он не может; а чтобы этому обетованию
мы веровали, Он многое, и обещанное, и нет, уже испол­
нил.
Он сотворил вначале этот, наполненный всеми види­
мыми и подлежащими чувствам прекрасными предметами,
мир, в котором нет ничего лучше духов, коих Он одарил
разумом и способностью созерцать Себя и соединил в
одном сообществе, называемом нами святым и горним
градом, в котором Сам же и служил предметом, под­
держивающим их бытие и делающим их блаженными, как
бы общею их жизнью и питанием. Он даровал этой
разумной природе такое свободное произволение, чтобы
она могла, если бы захотела, отступить от Бога, т. е. от
своего блаженства; ибо тотчас вслед за тем должно было
наступить для нее злополучие. Хотя Он и предвидел, что
некоторые ангелы из гордости, думая сами по себе обла-
508