Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
таких принадлежит, конечно, и апостол, который говорит:
"Получил от Господа милость быть Ему верным" (I Кор.
VII, 25).
Само собою понятно, что те, которых праведники при­
нимают в вечные обители, не бывают настолько доброде­
тельны, что сама их жизнь могла заслуживать помилования
без ходатайства святых, и потому на них тем очевиднее
милость превозносится над судом. Однако, на этом осно­
вании не следует думать, чтобы в вечные обители прини­
мался человек самый преступный, нисколько и никогда
не изменивший своего образа жизни на лучший или более
терпимый, благодаря тому, что снискал благоволение святых
мамоною неправды, т. е . деньгами или богатством, приобре­
тенным дурно, а если даже и хорошо, то во всяком случае
богатством не истинным, а таким, какое считает богатст­
вом греховность, не зная, что такое истинное богатство,
которым обладают принимающие других в вечные обители.
Существует некоторый образ жизни, с одной стороны,
не настолько дурной, чтобы для тех, которые живут так,
в деле получения небесного царства не было никакой
пользы от подаяния милостыни, которая служит поддер­
жкой для праведников в их скудости и снискивает в ли­
це их друзей, принимающих в вечные обители, но с дру­
гой — и не настолько добрый, чтобы для получения ими
блаженства достаточно было одной милостыни, если только
милостыня эта не споспешествуется заслугами тех, которых
она делает друзьями. (Я часто удивляюсь, что и у Вергилия
встречается мысль, выражаемая словами Господа: "При­
обретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они,
когда обнищаете, приняли вас в вечные обители" (Лук.
XVI, 9), —мысль, которую весьма напоминает и следующее
изречение: "Кто принимает пророка, во имя пророка,
получит награду пророка; и кто принимает праведника,
во имя праведника, получит награду праведника" (Мф. X,
41). Так поэт, описывая Елисейские поля, в которых, как
тогда думали, живут души блаженных, помещает в них не
только тех, которые могли достигнуть тамошних обителей
собственными заслугами, но и тех,
505