Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
значат эти "согрешения", если не такие грехи, которых
(как бы так говорил Господь) не будете чужды даже и
вы, оправданные и священные? Таким образом, в словах,
в которых, по мнению ищущих благодаря этой молитве
случая для ежедневного совершения злодейств, Господь
разумел и великие фехи, ибо Он-де не сказал: "Отпустит
вам фехи малые", мы, обращая внимание на то, какими
людьми эта молитва произносилась и слыша "согрешения",
должны разуметь не что иное, как фехи малые, так как
фехи таких людей явно не были великими.
Впрочем, даже и великие фехи, от которых мы долж­
ны совершенно освобождаться исправлением к лучшему,
отпускаются нам в том только случае, если мы исполняем
дальнейшие слова: "Как и мы прощаем должникам на­
шим". Ибо если и малые фехи, от которых не свобод­
на жизнь даже и праведников, иначе не отпускаются, то
обремененные многими и великими преступлениями, хотя
бы уже и перестали их совершать, тем более не могут
получить снисхождения, если остаются неумолимы к про­
щению другим того, чем те против них провинились,
несмотря на слова Господа: "Если не будете прощать
людям софешения их, то и Отец ваш не простит вам
софешений ваших" (Мф. VI, 15). В этом отношении име­
ет силу и изречение апостола Иакова, что суд будет тому
без милости, кто не оказал милости. При этом надобно
припомнить и того раба, которому господин его простил
было десять тысяч талантов долга, но затем приказал воз­
вратить этот долг за то, что тот оказался беспощадным
к своему товарищу, бывшему ему должным сто динариев
(Мф. XVIII, 23). Отсюда, по отношению к тем, которые
суть сыны обетования и сосуды милосердия, значение
имеет то, что тот же апостол говорит непосредственно
вслед за приведенными словами: "Милость превозносится
над судом" (Иак. II, 13). Ибо и те праведники, которые
провели жизнь так свято, что принимают других в вечные
обители, сделавшись их друзьями от мамоны неправды
(Лук. XVI, 9), и они, чтобы быть праведниками, получают
сами свободу по милосердию Того, Кто оправдывает не­
честивого, награждая по благодати, а не по долгу. К числу
504