Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
этого творить дела милосердия, а нужно еще присоединить
к ним и то средство примирения, о котором говорится
дальше. Ибо дальше говорится следующее: "Если ты при­
несешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что
брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар
твой пред жертвенником, и пойди, прежде примирись с
братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой" (Мф.
V. 23, 24). Таким образом, мало подать какую бы то ни
было милостыню за то или иное преступление, и в то
же время оставаться при прежнем порочном образе жизни.
Что же касается молитвы, которой научил сам Господь
и которая потому и называется Господней, то, хотя эта
молитва и заглаживает ежедневные грехи, когда мы ежед­
невно произносим: "И прости нам долги наши", а даль­
нейшие слова ее: "Как и мы прощаем должникам нашим"
не только произносим, но и исполняем на деле, — она
произносится потому, что грехи есть, но не для того,
чтобы они были. Через эту молитву Спаситель хотел нам
показать, что как бы мы праведно ни жили, во мраке и
греховности настоящей жизни мы бываем не чужды грехов,
об отпущении которых должны молиться, а тем, которые
грешат против нас, прощать, чтобы и самим получить
прощение. Слова: "Если вы будете прощать людям сог­
решения их, то простит и вам Отец ваш Небесный" (Мф.
VI, 14) сказаны Спасителем не для того, чтобы надеясь
на эту молитву, мы совершали ежедневные злодейства,
благодаря ли то власти, по которой бы не боялись чело­
веческих законов, или хитрости, с которой бы обманыва­
ли самих людей; но для того, чтобы научились не считать
себя бесгрешными, хотя бы и были чисты от преступле­
ний. Так же точно Бог требовал и от ветхозаветных свя­
щенников относительно жертвоприношений, заповедуя им
приносить последние сперва за грехи свои, потом за грехи
народа (Лев. XVI, 6; Евр. VII, 27). Нужно вникнуть вни­
мательно в сами слова Учителя и Господа. Господь не
говорит: "Если вы отпустите людям, и Отец ваш отпустит
вам грехи ваши, каковы бы они ни были", но говорит
просто: "Простит и вам". Учил Он молитве ежедневной
и вел речь с учениками всячески оправданными. Что же
503