Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
того Господь и предсказал, что вменит милостыни стоя­
щим и направо, и налево; первым — сотворенные, а
последним — не сотворенные, чтобы показать, какое зна­
чение милостыни имеют для искупления прежних грехов,
а не для постоянного безнаказанного их совершения. Те
же, которые не хотят изменить преступного образа жизни
на лучшее, не должны быть названы творящими такого
рода милостыни. Ибо словами: "Так как вы не сделали
этого одному из сих меньших, то не сделали Мне" (Мф.
XXV, 45) Он показывает, что они не творят милостыни
даже и тогда, когда думают, что творят. И в самом деле,
если бы они подавали алчущему христианину хлеб имен­
но как христианину, то, конечно, не отказывали бы себе
в хлебе праведности, который есть сам Христос, ибо Бог
обращает внимание не на то, кому подают, а на то, с
каким расположением подают. Поэтому, кто любит в хрис­
тианине Христа, тот подает милостыню с таким располо­
жением, с каким приступает ко Христу, а не с каким
желает безнаказанно отступить от Христа. Ибо каждый из
нас тем более любит Христа, чем более любит то, что
одобряет Христос. Какая была бы польза, если бы каж­
дый из нас только крестился, а не оправдался? Тот, Кто
сказал: "Если кто не родится от воды и Духа, не может
войти в Царствие Божие" (Иоан. III, 5), разве не сказал
также: "Если праведность ваша не превзойдет праведнос­
ти книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство
Небесное" (Мф. V, 20). Почему же многие, боясь первого
изречения, спешат креститься, а приобрести оправдание
многие не стараются, не боясь последнего? Отсюда, как
не брату своему говорит "безумный" тот, кто, говоря это,
выражает нерасположение не к самому братству, а к его
греху; потому что в противном случае повинен будет геен­
не огненной (Мф. V. 22), так и наоборот, кто подает
христианину милостыню, подает ее не христианину, если
не любит в нем Христа; а тот Христа не любит, кто не
хочет быть оправданным во Христе. Равным образом, если
кто одержим таким пороком, что скажет своему брату
"безумный", т. е . будет поносить его несправедливо, без
желания устранить его от греха, тому мало в искупление
502