Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
Глава XXVII
Остается еще ответить тем, по чьим словам в вечном
огне будут гореть только те, которые не заботятся во
грехах своих творить достойной милостыни, по словам
апостола Иакова: "Суд без милости не оказавшему мило­
сти" (Иак. II, 13). А кто, говорят, творил милостыню,
хотя бы в своей нравственности не улучшился, а среди
дел своего милосердия жил нечестиво и непотребно, для
того суд будет милостивым, так что он или совсем не
будет осужден, или же освобожден будет от последнего
осуждения через некоторое время. Отсюда, полагают они,
Христос сделает разделение между стоящими направо и
налево, из коих одних пошлет в царство, а других в
вечное мучение, имея в виду лишь их любовь или небре­
жение к милостыни. А что ежедневные фехи, творить
которые мы не перестаем окончательно, какого бы рода
и сколько бы их ни было, благодаря милостыне могут
быть отпущены, в качестве подтверждения этого воззре­
ния они ссылаются на молитву, которой научил сам Гос­
подь. Ибо, говорят, как не бывает дня, чтобы христиане
не произносили этой молитвы, так точно не может быть
и такого, хотя бы и ежедневно совершаемого феха, чтобы
он не мог быть отпущен, когда мы произносим: "И прос­
ти нам долги наши", если только стараемся поступать
сообразно с дальнейшими словами: "Как и мы прощаем
должникам нашим" (Мф. VI, 12). Ведь Господь, продол­
жают они, не говорит: "Если простите грехи другим,
простит и вам ваши ежедневные малые грехи Отец ваш",
а говорит: "Простит вам Отец ваш Небесный" (Мф. VI,
14). Итак, сколько бы и какого бы рода грехи ни были,
хотя бы они совершались ежедневно, хотя бы от них и
не уклонялись, изменяя жизнь к лучшему, — все эти
грехи, по их мнению, могут быть отпущены им в силу
обещанного прощения за милостыню.
Хорошо и то, что они убеждают творить за фехи
достойные дела милосердия; если бы они говорили, что
всякая милостыня, какова бы она ни была, хотя бы и за
ежедневные и великие грехи и при всяческом преступ-
500