Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
Христос, потому что сами строители спасутся, хотя и с
ущербом; наконец, третьих совсем не касаются, потому
что находят их такими, что они остаются навеки.
Затем, и в конце века, во время антихриста, наступит
такое бедствие, какого раньше никогда не было. К тому
времени на наилучшем основании, которым служит Хрис­
тос Иисус, возведено будет и из золота, и из сена весьма
много построек, чтобы огонь испытал те и другие и из-за
одних был причиною радости, из-за других — причиною
осуждения; хотя тех самих, у кого окажутся эти построй­
ки, он не коснется ради незыблемого основания. А кто
по человеческому обычаю, по плотской любви предпочита­
ет Христу, не говорю жену, плотским соитием с которой
пользуются для плотского удовольствия, но и другие род­
ственные связи, чуждые этого рода удовольствий, такой в
основании имеет не Христа, и потому огнем не будет
спасен, а будет осужден, потому что не может быть со
Спасителем, Который весьма ясно говорит: "Кто любит
отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и
кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин
Меня" (Мф. X, 37). Но кто к этого рода узам привязан
плотски так, что не ставит их выше Господа Христа, а
скорее готов бывает лишиться их, чем Христа, если к
этому принуждает его какое-либо испытание, тот посред­
ством огня будет спасен, потому что насколько снедает
его скорбь, необходимо проистекающая от утраты этих
предметов, настолько сохраняет любовь. И действительно,
кто любит отца, мать, сыновей, дочерей во Христе, заботясь
о том, чтобы они наследовали царство Христа и соеди­
нились с Ним; иначе — если любит в них то, что они
суть члены Христовы; в таком случае невозможно, чтобы
любовь его подлежала истреблению вместе с дровами, се­
ном и соломой; напротив, она должна считаться золотой,
серебряной и драгоценной постройкой. Да и как он может
любить больше Христа тех, кого любит именно ради
Христа?