Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-4-1998/500"]Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998[/URL]
 

OCR
левую сторону на последнее и вечное осуждение, между
тем как этот огонь служит испытанием и для стоящих
направо. Но он испытанием служит для одних так, что
постройка их, которая окажется опирающеюся на осно­
вание-Христа, не будет сожжена и истреблена, у других
же то, что они построили, сгорит, и потому они потерпят
ущерб; впрочем, сами спасутся, потому что в силу преи­
мущественной любви ко Христу непоколебимо держались
Его, как основания. А если спасутся, очевидно, станут по
правую сторону и вместе с прочими услышат: "Приидите
благословенные Отца Моего", а не по левую, где станут
те, которые спасены не будут и потому услышат: "Идите
от Меня, проклятые, в огонь вечный". Ибо от огня того
никто из них не спасется, так как все они пойдут в муку
вечную (Мф. XXV, 46), где червь их не умирает и огонь
не угасает (Ис. LXVI, 24), в котором они будут мучиться
день и ночь во веки веков (Апок. XX, 10).
Но если скажут, что этого рода огонь претерпевают
души умерших в промежуток времени после смерти сего
тела до тех пор, пока не наступит день, который по
воскресении тел будет последним днем осуждения и воз­
даяния; что его не испытывают те, которые не имеют
нравов и привязанностей такого рода, чтобы нужно было
сжечь их дрова, сено и солому, а испытывают те, которые
приносят с собою такого рода постройки; что, наконец,
испытывают они его или только там, или здесь и там,
или же здесь, потому что там нет огня преходящих
бедствий, сжигающего все временное и заслуживающее
извинения; такого мнения я отрицать не стану, потому
что оно, может быть, и верно. Действительно, сама уже
смерть тела, получившая начало от совершения первого
греха, может относиться к такому бедствию; так что
следующее за нею время каждый чувствует себя сообраз­
но со своею постройкой. И точно также, венчающие муче­
ников и испытываемые некоторыми христианами гонения,
подобно огню, испытывают постройки того и другого рода,
и одни из этих построек сжигают вместе с самими стро­
ителями, если основанием в них оказывается не Христос,
другие — без строителей, если основанием им служит
498