Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [url=http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-4-1998/50]Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998[/url]
 

OCR
КНИГА ПЯТНАДЦАТАЯ
Глава I
О райском блаженстве, о самом рае и>о жизни в нем
первых людей, о их грехе и наказании приводились
различные соображения, многое говорилось и многое писа­
лось. В предыдущих книгах остановились на этом вопросе
и мы, рассказав, что прочитали в священных Писаниях
и что смогли вывести из них соответственно их смыслу.
Но когда эти предметы рассматриваются подробнее, они
вызывают такое множество разнообразных суждений, что
последние потребовали бы для своего изложения гораздо
большего количества книг, чем какое допускает настоящий
труд и время. Этого времени у нас не так много, чтобы
мы могли останавливаться на всем, что может вызывать
недоумение у праздных и мелочных людей, более умелых
в расспрашивании, чем в способности понимать.
Думаю, впрочем, что мы уже немало сделали для
разрешения великих и весьма трудных вопросов о начале
мира, души и самого человеческого рода. Последний мы
разделили на два разряда: на тех людей, которые живут
по человеку, и на тех, которые живут по Богу. Эти разряды
мы символически назвали двумя градами, т. е . двумя
сообществами людей, из которых одному предназначено
вечно царствовать с Богом, а другому — подвергнуться
вечному наказанию с диаволом. Но это уже конец их, о
котором нам следует говорить после. Теперь же, — так
как уже достаточно сказано о происхождении их и в среде
ангелов, число которых нам неизвестно, и в лице двух
первых людей, — следует, как мне кажется, перейти к
рассказу о том, как плодятся они и размножаются, и
наполняют землю с того времени, как два первые человека
стали рождать потомство, и до того, когда люди рождать
перестанут. Весь этот период, в течении которого уми­
рающие уходят, а рождающиеся заступают их место, пред­
ставляет собою время сосуществования этих двух градов,
о которых мы рассуждаем.
50