Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
покажет, потому что в огне открывается" (I Кор. III, 13).
Это самое бедствие апостол и называет огнем, как читается
то в другом месте: "Сосуды скудельные искушает печь, а
мужей праведных — испытание бедствия" (Сир. XXVII,
6). "Огонь испытывает дело каждого, каково оно есть. У
кого дело, которое он строил, устоит (ибо то, чем каждый
озабочен о Господнем, как угодить Господу, остается), тот
получит награду (т. е . получит то, о чем заботился); а у
кого дело сгорит, тот потерпит урон (так как не будет
уже обладать тем, что любил); впрочем сам спасется (ибо
никакое бедствие не могло сдвинуть его с основания), но
так, как бы из огня" (I Кор. III, 11 — 15). Ибо чем об­
ладал он не без обольстительной любви, с тем расстает­
ся не без жгучей скорби. Так, по моему мнению, объяс­
няется тот огонь, который никому из них не будет в
осуждение, но одного обогатит, другому причинит ущерб,
а испытает — обоих.
А если бы в указанном месте мы захотели разуметь
тот огонь, о котором Господь скажет стоящим по левую
сторону: "Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный",
так что к числу их принадлежали бы и те, которые строили
на основании из дерева, сена и соломы, но которые по
истечении времени, определенного сообразно с их греха­
ми, освободятся от этого огня в силу доброго основания,
то кого мы должны будем разуметь под стоящими напра­
во, коим будет сказано: "Приидите благословенные Отца
Моего, наследуйте Царство", если не тех, которые строи­
ли на основании из золота, серебра и драгоценных кам­
ней? Но в этот огонь, о котором сказано: "Каждого дело
обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне откры­
вается, и огонь испытывает дело каждого, каково оно
есть", если его разуметь здесь, должны быть посланы те
и другие, т. е. стоящие и направо, и налево. Ибо в ука­
занном огне должны быть испытаны те и другие. А ес­
ли он испытает тех и других, так что чье дело пребудет,
т. е . то, что он строил, огнем не будет сожжено, тот по­
лучит награду; а чье дело сгорит, тот потерпит осуж­
дение; то, очевидно, огонь этот не есть огонь вечный.
В вечный огонь будут посланы одни только стоящие по
497