Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
Христа для него не существует ничего земного и времен­
ного, даже и дозволенного. Если же подобные предметы
он ставит выше Христа, то хотя, по-видимому, и имеет
Христову веру, но основанием для него служит не Хрис­
тос; а если при этом, преступая спасительные заповеди,
он совершает недозволенное, то не тем ли более очевид­
но, что он Христа повелевающего или дозволяющего ста­
вит не впереди, а позади, предпочитая постыдно следовать
собственной похоти вопреки Его повелениям или дозволе­
ниям? Таким образом, если кто-либо из христиан любит
блудницу, и прилепляясь к ней, становится одним с нею
телом (I Кор. VI, 16), такой уже в основании имеет не
Христа. Если же кто любит свою жену, если любит ее
по Христу (Еф. V, 25), то кто будет сомневаться, что
основанием для него служит Христос? Но если даже он
любит ее и по веку сему, плотски, в страсти похоти, как
и язычники, не знающие Бога (I Фес. IV, 5), то и это
по снисхождению дозволяет апостол, или лучше — сам
Христос через апостола. Отсюда, и такой может в осно­
вании иметь Христа. Ибо, если ни одну из этих привя­
занностей или пожеланий он не ставит выше Христа, то
хотя и строит из дерева, сена и соломы, Христос все же
остается для него основанием; почему он и спасется по­
средством огня. Удовольствия этого рода и земные привя­
занности, извинительные ради супружеского союза, будут
сожжены огнем бедствия, к которому относятся вдовство
и все те несчастья, которые их разрушают. Для того, кто
строил, постройка эта будет убыточна — он не будет об­
ладать тем, что строил; и тяжкие страдания причинит ему
потеря того, пользование чем его услаждало. Но посред­
ством этого огня он спасется ради основания, потому что
если бы гонитель предложил ему вопрос: это ли, или
Христа предпочитает он иметь, — он предпочел бы Христа.
Вот, по словам апостола, человек, строящий на осно­
вании из золота, серебра, драгоценных камней: "Нежена­
тый заботится о Господнем, как угодить Господу" (I Кор.
VII, 32). А вот другой, строящий из дерева, сена, соломы:
"А женатый заботится о мирском, как угодить жене" (1
Кор. VII, 33).
"Каждого дело обнаружится; ибо день
496