Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-4-1998/497"]Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998[/URL]
 

OCR
это и значит — пребывать во Христе, чтобы и Христос
пребывал в нем. Христос сказал как бы так: "Кто не
пребывает во Мне и в ком Я не пребываю, тот пусть не
говорит и не думает о себе, что он ест тело Мое и пьет
кровь Мою". Таким образом, те во Христе не пребывают,
которые не суть члены Его, а те не члены Христа, которые
сделались членами блудницы, если только они не совлекут
с себя этого зла покаянием и путем примирения не
возвратятся к благу.
Глава XXVI
Но, говорят, христиане-католики в основании имеют
Христа, от единства с Которым они не отступают, и хотя
бы на этом основании они строили самую худую жизнь,
вроде дерева, сена и соломы (I Кор. Ill, U, 12), правая
вера, по которой Христос есть для них основание, хотя
и с ущербом, — так как то, что созидается на этом ос­
новании, будет сожжено, — но может рано или поздно
спасти их от вечности этого огня. Таким пусть кратко
ответит апостол Иаков: "Что пользы, братия мои, если
кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может
ли эта вера спасти его?" (Иак. II, 14). Но, возразят, кто
же это тот, о ком говорит апостол Павел: "Сам спасется,
но так, как бы из огня" (I Кор. III, 15)? Спросим вместе
и мы, кто это такой; хотя вне всякого сомнения, это не
тот (кого разумеют они), чтобы не оказались противоре­
чащими друг другу изречения двух апостолов, когда один
из них как бы говорит: "Хотя бы кто имел за собою и
дурные дела, его спасет вера посредством огня", а другой:
"Если кто добрых дел не имеет, разве вера может его
спасти?"
Мы определим, кто может спастись посредством ог­
ня, если прежде определим, что значит иметь в основании
Христа. На этот раз лучше всего обратиться к самому
этому сравнению; в здании ничто не кладется прежде
основания, поэтому Христос служит основанием только
для того, кто носит Его в своем сердце так, что выше
495