Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-4-1998/496"]Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998[/URL]
 

OCR
ны в сети еретиков, — лучшую, если таких ересиархов
освобождает от вечного наказания то обстоятельство, что
они крестились в католической церкви и на первых по­
рах принимали в истинном теле Христовом таинство тела
Христа; так как отступник от веры и из отступника
ставший ее гонителем гораздо, конечно, хуже, нежели тот,
кто от нее никогда не отступал, потому что никогда к
ней не принадлежал. Во-вторых, апостол имеет в виду и
их, когда произносит вышеприведенные слова и по пере­
числении подобных плотских дел предрекает с одинако­
вой достоверностью: "Поступающие так Царствия Божия
не наследуют" (Гал. V, 21).
Затем, не должны быть беспечными в своих пагубных
и осуждения заслуживающих нравах и те, которые остаются,
по-видимому, до конца в общении с католической цер­
ковью, имея при этом в виду слова: "Претерпевший же
до конца спасется" (Мф. X, 22); но вследствие нечестивой
жизни теряют саму праведность, т. е. Христа, или прелю­
бодействуя, или совершая в своем теле другие постыдные
деяния, о которых апостол не захотел и говорить, или
утопая в постыдной роскоши, или делая что-нибудь из
того, о чем говорит апостол: "Поступающие так Царствия
Божия не наследуют". Все, делающие подобные дела, бу­
дут непременно подвергнуты вечному наказанию, потому
что быть в царствии Божием не могут. Ибо, оставаясь в
подобных делах до конца настоящей жизни, они, конечно,
не должны быть названы до конца пребывшими во Христе,
потому что пребыть во Христе значит пребыть в вере Его.
Вера же эта, как определяет ее тот же апостол, действует
любовью (Гал. V, 6). А любовь, как говорит он в другом
месте, "не делает ближнему зла" (Рим. XIII, 10). Не могут
быть названы такие и вкушающими тело Христа, потому
что не должны причисляться к числу членов Христа. Не
говорю о другом, но они в одно и то же время не могут
быть членами Христа и членами блудницы (I Кор. VI,
15). Наконец, и Сам, сказавший: "Ядущий Мою Плоть и
пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем"
(Иоан. VI, 56), показывает, что есть тело Христа и пить
кровь Его — это не только таинство, но и само дело;
494