Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-4-1998/495"]Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998[/URL]
 

OCR
А если царства Божия они никогда не наследуют, то бу­
дут находиться в вечном мучении, потому что среднего
места, где бы был свободен от вечного наказания тот,
кто не вселен будет в царство Божие, не существует.
Поэтому естественно спросить, как же следует пони­
мать сказанное Господом Иисусом: "Хлеб же, сходящий
с небес, таков, что ядущий его не умрет. Я

хлеб
живый, сшедший с небес: ядущий хлеб сей будет жить
вовек" (Иоан. VI, 50, 51). Но толкование этих, кому мы
отвечаем сейчас, устраняется теми, кому мы должны отве­
чать после; последние будущее помилование обещают не
всем, принимающим таинство крещения и тела Христова,
а только лишь католикам, хотя живущим и худо, потому
что, говорят они, католики тело Христово вкушали не то­
лько в таинстве, но и самим делом, входя в состав того
тела Христова, о котором говорит апостол: "Один хлеб,
и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одно­
го хлеба" (I Кор. X, 17). Таким образом, кто принадле­
жит к единству тела Его, т. е. к обществу членов-христи­
ан, — тела, таинство которого верующие в причащении
обыкновенно получают от алтаря, — тот справедливо дол­
жен быть назван ядущим тело Христа и пиющим кровь
Его. Отсюда, отделившиеся от единства этого тела ерети­
ки и раскольники могут также принимать это таинство,
но не в пользу себе, а во вред, и не только не получат
за это помилование в будущем, а напротив, будут еще
строже судимы; так как они не принадлежат к тому сою­
зу мира, выражением которого служит это таинство.
Но и те, в свою очередь, которые правильно понимают,
что тот не должен называться ядущим тело Христово, кто
не принадлежит к телу Христову, неправильно обещают
освобождение от наказания в вечном огне таким, которые
от единства этого тела отступают или в ересь, или даже
в языческое суеверие. Во-первых, они должны иметь в
виду, насколько недоступно и решительно несогласно со
здравым смыслом, чтобы многие, даже почти все, которые,
отпав от католической церкви, создали нечестивые ереси
и сделались ересиархами, имели лучшую участь, нежели
те, которые католиками никогда не были, будучи уловле-
493