Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
они теперь непослушны для помилования вас, чтобы и
сами они были помилованы" (Рим. XI, 30, 31). Вслед за
этим прибавляет он слова, которые они ложно толкуют
в свою пользу, и говорит: "Всех заключил Бог в непос­
лушание, чтобы всех помиловать" (Рим. XI, 32). Кого это
всех, если не тех, о которых апостол вел срою речь рань­
ше, как бы говоря теперь так: "И вас, и их"? Таким об­
разом, и язычников, и иудеев, "кого Он предузнал, тем
и предопределил (быть) подобными образу Сына Своего"
(Рим. VIII, 29), всех заключил в непослушание, чтобы
они, почувствовав через покаяние горечь своего непослу­
шания и обратившись через веру к святости милосердия
Божия, восклицали словами псалма: "Как много у Тебя
благ, которые Ты хранишь для боящихся Тебя и которые
приготовил уповающим на Тебя"! Итак, Бог милостив ко
всем сосудам милосердия. Но к кому именно "ко всем"?
Да к тем, кого Он как из язычников, так и из иудеев
предопределил, призвал, оправдал и прославил; только из
этих всех Он не осудит никого, а не вообще из всех
людей.
Глава XXV
Ответим и тем, которые не обещают освобождения от
вечного огня не только диаволу и его ангелам, но даже
и всем людям, а обещают только тем, которые омыты
крещением Христа и делаются причастниками Его тела и
крови, как бы при этом они ни жили, в какой бы ереси
или нечестии ни находились. Но против таких говорит
апостол в словах: "Дела плоти известны; они суть: пре­
любодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение,
волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разно­
гласия, (соблазны), ереси, ненависть, убийство, бесчин­
ство и тому подобное; предваряю вас, как и прежде
предварял, что поступающие так Царствия Божия не на­
следуют" (Гал. V, 19 — 21). Эти слова, очевидно, ложны,
если подобного рода грешники после известного времени
наследуют царствие Божие. Но так как слова апостола не
ложны, то ясно, что царства Божия такие не наследуют.
492