Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-4-1998/493"]Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998[/URL]
 

OCR
Бога, праведностью и освящением и искуплением, что­
бы было, как написано: "хвалящийся хвались Господом"
(I Кор. I, 30, 31). Этой праведности, даруемой благода­
тью без всяких заслуг, те, которые хотят создать свою со­
бственную праведность, не знают, и потому праведности
Божией, т. е . Христу, не повинуются (Рим. X, 3). В ней-
то, в этой праведности, и заключается то многое множес­
тво благости Божией, ради которой в псалме говорится:
"Вкусите, и увидете, как благ Господь!" (Пс. XXXIII, 9).
И вкушая ее в своем настоящем странствовании, но не
насыщаясь вполне, мы тем более алчем и жаждем ее,
чтобы насытиться тогда, когда узрим Его, как Он есть (I
Иоан. III, 2), и когда исполнится написанное: "В правде
буду взирать на лице Твое; пробудившись, буду насыщать­
ся образом Твоим" (Пс. XVI, 15). Именно в таком смыс­
ле Христос соделывает многое множество Своей благос­
ти уповающим на Него. Если же Бог скрывает (хранит)
Свою благость от боящихся Его в том смысле, как они
понимают, т. е . в смысле благости, по которой Он не
будет судить нечестивых, чтобы правильно жили не знаю­
щие этой благости и только боящиеся осуждения, и что­
бы, таким образом, было кому молиться за живущих
неправедно, то в каком же смысле Он соделывает Свою
благость уповающим на Него, когда, по их мнению, по
этой благости Он не будет судить тех, которые на Него
не уповают?
Итак, пусть ищут той благости, которую Бог уготовляет
уповающим на Него, а не той, которую Он будто бы
приготовляет презирающим и хулящим Его. За предела­
ми настоящей жизни человек напрасно ищет того, чего
не хотел приготовлять, находясь в своем теле. Точно так
же и слова апостола: "Всех заключил Бог в непослуша­
ние, чтобы всех помиловать", сказаны не в том смысле,
будто Он никого не осудит, а в том, какой вытекает из
предыдущей речи апостола. Ибо, сказав об иудеях, имею­
щих впоследствии уверовать, апостол обращается со свои­
ми словами к уверовавшим уже язычникам, которым пи­
сал свои послания: "Как и вы некогда были непослушны
Богу, а ныне помилованы, по непослушанию их, так и
491