Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-4-1998/492"]Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998[/URL]
 

OCR
каяние в настоящей жизни (Ион. III, 7) и потому —
покаяние плодотворное, подобно тем сеятелям на поле,
которые по воле Божией сеют со слезами пожинаемое
после с радостью (Пс. CXXV, 6); тем не менее, кто будет
отрицать исполнение на них того, что предсказал Господь,
кроме разве человека, мало понимающего, #ак истребляет
Бог грешников не только в гневе Своем, но и в милости?
Грешники истребляются двояким образом: или как содом-
ляне, когда наказываются за свои грехи сами люди, или
же как ниневитяне, когда через покаяние разрушаются
только грехи людей. Следовательно, предсказание Божие
исполнилось: Ниневия, которая была злою, истреблена, и
явилась Ниневия добрая, которой не было. Ибо, хотя
стены и дома остались целы, но город был истреблен в
своих порочных нравах. Таким образом, хотя пророк и
был опечален, что устрашившее ниневитян пророчество
не исполнилось (Ион. IV, 1 — 3), однако, то, что пред­
сказано было предвидящим Богом, исполнилось, так как
Предсказавший знал, как лучше должно было оно испол­
ниться.
А чтобы ложные милостивцы знали, к чему относится
написанное: "Как много у Тебя благ, которые Ты хранишь
для боящихся Тебя", пусть прочитают, что следует далее:
"Которые приготовил уповающим на Тебя" (Пс. XXX, 20).
Что значит хранишь боящимся и приготовил уповающим,
как не то, что тем, которые из страха мучений желают
создать праведность от закона, не мила праведность Бо-
жия (Рим. X, 3), так как они ее не знают? Ее они и не
вкусили (Иоан. IV, 18). Они надеются на себя, а не на
Бога, и множество благости Божией для них закрыто
потому, что они хотя и боятся Бога, но тем рабским
страхом, которого нет в любви, ибо "совершенная лю­
бовь изгоняет страх" (I Иоан. IV, 18). Блага Свои Бог
уготовляет уповающим на Него через внушение им любви
к Себе, чтобы хвалясь из чувства чистого страха, — не
того страха, который изгоняется любовью, а который пре­
бывает во веки веков (Пс. XVIII, 10), — они хвалились
о Господе. Праведность Божия есть Христос, Который,
как говорит апостол, "сделался для нас премудростью от
490