Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
затворил щедроты Свои?" Гнев Божий — это сама смерт­
ная жизнь, где человек уподобился суете и дни его прохо­
дят как тень (Пс. CXLIII, 4). Однако, в этом гневе Бог
не забывает быть и милостивым, повелевая Своему солн­
цу светить на добрых и злых и посылая дождь на правед­
ных и неправедных (Мф. V, 45), и таким образом, в гневе
Своем не затворяет щедрот Своих. В особенности же (ми­
лость Божия видна) в том, что выражает псалом в словах:
"Вот... изменение десницы Всевышнего"; так как Бог уже
в самой этой злополучной жизни, которая есть гнев Его,
переменяет судьбу сосудов милосердия на лучшее, хотя
гнев Его на их настоящем поврежденном состоянии оста­
ется, потому что щедроты Свои Он не затворяет во гневе
Своем. Отсюда, так как истина этой божественной песни
имеет полное приложение к настоящей жизни, то нет не­
обходимости понимать ее в приложении к тому времени,
когда не принадлежащие к граду Божию будут подвергну­
ты вечному наказанию. Но те, которым хотелось бы это
изречение относить к будущим мукам нечестивых, пусть
понимают его так, по крайней мере, что Бог в Своем
гневе, который откроется в вечном наказании, не лишит
(нечестивых) Своих щедрот, а сделает их мучения не та­
кими суровыми, каких они достойны, — пусть понимают
не так, что мучения эти или совсем не наступят, или же
некогда прекратятся, а так, что они будут мягче или легче
по сравнению с заслуженными. В таком случае Бог и в
гневе Своем останется, и в этом гневе Своем не затворит
щедрот Своих. Это мнение, впрочем, я хотя и не отвер­
гаю, но на нем отнюдь и не настаиваю.
Впрочем, те, по мнению которых слова: "Идите от
Меня, проклятые, в огонь вечный" (Мф. XXV, 41), и еще:
"И пойдут сии в муку вечную" (Мф. XXV, 46), и еще:
44
И будут мучиться день и ночь во веки веков" (Апок.
XX, 10), и далее: "Червь их не умрет, и огонь их не
угаснет" (Ис. LXV1, 24), и другие подобного рода, ска­
заны скорее в смысле угрозы, чем действительного при­
говора, — те стоят в полном и решительном противо­
речии не столько со мною, сколько с самим божествен­
ным Писанием. В самом деле, ниневитяне принесли по-
489