Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-4-1998/490"]Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998[/URL]
 

OCR
людей, она уже и в настоящее время не молится за
умерших неверных и нечестивых. Молитва самой Церкви
или же благочестивых людей за некоторых умерших быва­
ет услышана; но лишь за тех возрожденных во Христе,
жизнь которых в теле была проведена не настолько дур­
но, чтобы считать их не заслуживающими подобного ми­
лосердия, и не настолько хорошо, чтобы это милосердие
было для них уже не нужно. Точно так же и тогда, когда
наступит воскресение мертвых, будет немало таких, кото­
рым после мучений, испытанных душами умерших, будет
оказано милосердие, так что они не будут посланы в
вечный огонь. Ибо не было бы и сказано о некоторых,
что им не отпустится ни в сем, ни в будущем веке (Мф.
XII, 32), если бы не было таких, которым хотя в настоя­
щем веке и не отпущено, однако, отпущено будет в буду­
щем. Но так как Судья живых и мертвых одним скажет:
"Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Цар­
ство, уготованное вам от создания мира", а другим, на­
против: "Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный,
уготованный диаволу и ангелам его", и "пойдут сии в
муку вечную, а праведники в жизнь вечную" (Мф. XXV,
34, 41, 46), то было бы крайне дерзко отрицать вечное
наказание для кого-либо из тех, о которых Бог сказал,
что они пойдут в вечную муку, чтобы путем подобного
убеждения привести к отчаянию или сомнению и в самой
вечной жизни.
Таким образом, на основании слов псалма: "Неужели
Бог забыл миловать? Неужели во гневе затворил щедро­
ты Свои?" никто не должен думать, будто приговор Бо­
жий о добродетельных людях — приговор истинный, а о
злых — ложный, или же о добродетельных людях и злых
ангелах — истинный, а о людях злых — ложный. Ибо
эти слова псалма относятся к сосудам милосердия и к
сынам обетования, одним из числа коих был и сам про­
рок, который, сказав: "Неужели Бог забыл миловать?
Неужели во гневе затворил щедроты Свои?", вслед за тем
продолжает: "И сказал я: "вот мое горе — изменение
десницы Всевышнего" (Пс. LXXVI, 10, 11). Эти слова
служат объяснением сказанного им: "Неужели во гневе
488