Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
равны ангелам Божиим, будут молиться за заслуживших
наказание ангелов и людей, чтобы и они были освобож­
дены по милосердию от того, чего они действительно за­
служили? Но так никто из истинно верующих не говорил
и не скажет. Иначе нет причины, почему Церковь, которой
Учитель Бог заповедал молиться за своих врагов, не молит­
ся за диавола и его ангелов.
По той же самой причине, по какой Церковь ныне не
молится за злых ангелов, которых она знает как своих
врагов, она и на страшном суде, хотя будет тогда совер­
шенной по святости, не будет молиться за людей, осуж­
денных на муки в вечном огне. В настоящее время она
молится за тех, которых в человеческом роде считает сво­
ими врагами, собственно потому, что настоящее время —
время плодотворного покаяния. Ибо о чем, по преиму­
ществу, молит она для них, если не о том, чтобы Бог
дал им, как говорит апостол, "покаяния к познанию ис­
тины, чтобы они освободились от сети диавола, который
уловил их в свою волю" (II Тим. II, 25, 26)? Ведь если
бы о некоторых она с точностью знала, что они хотя и
находятся еще в настоящей жизни, но уже предопределе­
ны идти в вечный огонь с диаволом, то так же на стала
бы молиться за них, как и за самого диавола. Но так
как она с этой стороны ни в ком не уверена, то молится
за всех находящихся в теле и враждебных ей людях; толь­
ко не за всех бывают услышаны ее молитвы. Молитвы
ее принимаются только за тех, которые, хотя и противят­
ся Церкви, однако, предопределены к тому, чтобы молит­
вы Церкви о них были услышаны и чтобы они сделались
сынами Церкви. Если же некоторые до самой смерти сво­
ей сохраняют нераскаянное сердце и из врагов не делаются
сынами, разве Церковь за них, т. е . за души таких умер­
ших, молится? Почему это, как не потому, что тот счита­
ется уже на стороне диавола, кто, пока находился в теле,
не перешел на сторону Христа?
Итак, причина, почему тогда Церковь не будет молить­
ся за людей, заслуживших наказание вечным огнем, та
же самая, почему она теперь не молится и тогда не будет
молиться за злых ангелов; по той же причине, молясь за
487